Цели и функции целевой коммуникации

В риторике различаются монологические жанры (ораторика) — примером являются лекция, доклад, судебная речь, деловая презентация, проповедь и т.д. и диалогические жанры — беседа, прения, дискуссия, переговоры и т.д.

Каждый из этих жанров отличается, прежде всего, целями, объектом, способами воздействия. Всегда ли цель беседы победа над оппонентом как в споре? Конечно, нет.

Точно также с точки зрения цели и приемов отличаются прения в суде и деловые переговоры. В первом случае необходимо обязательно стремиться убедить противоположную сторону в своей правоте, оказать воздействие на аудиторию, может быть даже навязать свою точку зрения, во втором — важнее все-таки прийти к соглашению, устраивающему обе стороны.

Часто ритор сталкивается с ситуацией межжанрового смешения, например, когда беседа становится началом переговоров, или лекция превращается в активный обмен мнениями между преподавателем и студентами по острому вопросу.

Соответственно основная цель ритора меняется в соответствии с конкретными условиями общения. Общение, т. е. коммуникация (от лат. делаю общим, связываю) — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности.

Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода, ее осознание и понимание. Кроме того, в процессе контакта осуществляется взаимовлияние, сопереживание. Общение может быть направлено на выполнение социально значимой задачи, на дело и на удовлетворение личностных потребностей.

Без общения невозможно формирование личности, практически невозможен любой вид деятельности. Коммуникация в современных условиях является основой успеха каждого человека. 63 % английских, 73 % американских, 85 % японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие достижения успеха своих фирм.

Основные функции коммуникации:

  • информативная;
  • интерактивная (побудительная);
  • перцептивная (установление взаимопонимания);
  • экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний). 

Средства передачи информации в общении делятся на вербальные и невербальные. Вербальные осуществляются с помощью слов — языка, невербальные — с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, расстояния.

Язык реализуется в речи. Речь — это внешнее проявление языка, т. е. она относится к вербальным средствам общения.

Речь играет исключительно важную роль в общении и трудовой деятельности человека. Один из мыслителей сказал: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)