Положения юридической и деловой риторики

Различают профессии риторические и нериторические. Слово поистине является орудием труда для представителей риторических профессий, так же как красивое тело для модели, пластичность для актера, голос для певца и т.д.

К риторическим профессиям относятся профессии педагогические; юридические, прежде всего адвокат и прокурор, хотя и профессионализм следователя предполагает его умение так поговорить со свидетелями, потерпевшими или подозреваемыми, чтобы суметь получить от них всю необходимую информацию.

Судья должен также уметь внушить уважение к закону; медицинские (врач словом лечит); экономические (естественно, что требования в сфере владения словом отличаются для бухгалтера и менеджера, но в сферах, касающихся организации производства, сферы продаж, ведения деловых переговоров — риторические навыки просто необходимы). Естественно, что профессиональные цели и задачи накладывают отпечаток на использование тех или иных риторических инструментов и жанров.

Наличие помимо общей риторики специальных частных теорий риторики, например, юридическая риторика, деловая (коммерческая) риторика, педагогическая, политическая, богословская, военная и т.д. Естественно, что профессиональная риторика постигается преимущественно в процессе практической деятельности, однако, есть основные правила, знание которых позволяет интенсифицировать выполнение профессиональных задач.

В современной юридической и деловой риторике выделяют следующие важнейшие положения, которые должен учитывать каждый профессионал:

  1. Концептуальный закон.
  2. Закон моделирования аудитории.
  3. Закон выбора общей стратегии выступления.
  4. Закон выбора тактики.
  5. Закон формулирования речевого оформления.
  6. Закон эффективного обобщения и оценки.

Концептуальный закон предполагает составление концепции выступления, выделение одной основной идеи. (Например, необходимость открытия филиала компании в области.) Для обоснования этой идеи готовятся соответствующие аргументы. В законе моделирования аудитории необходимо учитывать особенности аудитории исходя из социально – демографических (прежде всего, половозрастная специфика), психологических (настрой на обсуждение проблемы и т.д.), экономико-политических характеристик. Естественно, что язык сообщения по поводу 20-летия основного закона Российской Федерации очень отличается в школьной или профессиональной юридической аудитории, например.

Закон формулирования речевого оформления, в зависимости от выбранной тактики нужно продумать словесную форму сообщения.

Закон эффективного обобщения, требующий установления контакта с аудиторией, умения управлять ее реакцией. Закон оценки собственной деятельности связан с правильной оценкой результатов своего выступления, направленностью на совершенствование риторического мастерства. Эти положения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)