Техника применения топов

На этапе инвенции получает свою реализацию так называемая техника применения топов (топосов), разработанная еще в античности. Топы, топос (от греч. topos — место).

Топика — совокупность топосов или наука о топосах. Римляне называли топосы «loci», или «loci communes» — общие места.

Топосы — смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека, и необходимые для развития той или иной темы. «Общими местами» они, скорее всего, были названы потому, что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место (позицию).

Поэтому и модель, по которой возможно изобрести новую идею, новую позицию в речи получила наименование «место» (топос или топ). Общими же эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей «модельной» природы.

Топосы — ментальные категории, выступающие стимулом для «размножения» идей, способствующие созданию смыслового каркаса речевого произведения. И таким образом, топика — наука о совокупности «общих мест» и способах их применения, отражающая общие законы человеческого мышления.

Наиболее полно впервые виды и сущность топосов были описаны Аристотелем в «Топике» и «Риторике». Аристотель представил около сорока общих мест в «Риторике», у Цицерона в трактате «Топика» находим 16 основных топов, которые он вслед за Аристотелем также рассматривал как виды доказательств.

М.В. Ломоносов тоже предлагал 16 общих мест, призванных «расплодить» простые идеи, умножить их и превратить в сложные. «Общая риторика» Н.Ф. Кошанского представляет 24 топов — моделей.

Интересно
Сегодня общепринятой похицией в риторике является следующая: для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей — «род — вид», «определение», «целое — части», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «примеры и свидетельства», «имя».

Один из наиболее распространенных методов обучения иностранному языку — «ситуативный метод» пользуется таким известным понятием, как топик. Топики — стандартные типы речевых ситуаций, в которых наиболее вероятно попадает говорящий, в них требуется не знание языка вообще, но знание конкретных языковых оборотов.

Заучив наизусть сотню – другую клише и повторяя их в пригодных ситуациях можно сориентироваться в иноязычном пространстве.

В риторике фактически топосы представляли собой более или менее развернутые рекомендации как «подступиться» к предмету, то есть — подобно таксономическим схемам — выполняли роль вспомогательных средств, облегчающих процесс инвенции.

Каждому знакомо ощущение неловкости перед неизвестным типом речевого взаимодействия. Неловкость эта может оказаться настолько большой, что человек, прекрасно владеющий даром слова, чувствует себя совершенно парализованным тогда, когда от него требуется неведомая для него речевая стратегия.

Топос есть широкий набор правил и формул речевого поведения, подходящих случаю. Уверенность в речевых ситуациях разного типа призваны были сообщить говорящим риторические топосы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)