Секс, сублимация, творчество

Итак, то, что мы называем любовью, есть прежде всего плод нашего воображения — плод, выросший не просто на почве полового влечения (по Фрейду), а на почве «душевно-химического сродства» мужчины и женщины. Эта почва придает ему особый вкус, особую остроту, особое состояние души, не имеющие прямого отношения к либидо.

То, что любовь и либидо — вещи разные, отнюдь не открытие. И для того чтобы видеть различие между одним и другим, не нужно быть психологом, хотя именно некоторым психологам это видение дается плохо.

Все серьезные критики Фрейда указывали на ошибочность сведения им всего, в том числе и любви, лишь к половому влечению. Однако и критики допускали, на мой взгляд, ошибку, придавая Эросу (любви) самодовлеющее значение и превращая его в некий независимый субъект, управляющий человеком, как тому заблагорассудится.

«Что такое Эрос?» — задается вопросом знакомый уже нам Вышеславцев и отвечает:

«Конечно, он не может быть отождествлен с чувственным влечением, с libido, ибо это его функция только на первой ступени, на ступени продолжения рода. Но Эрос в его сублимированной форме есть энергия творчества и воображения (Юнг), есть поэзия, искусство, «царственное искусство» политика, созидающая государство».

И дальше:

«Если есть правда в том, что истинная любовь делает поэтом, то это значит, что она делает человека творцом… и, следовательно, поднимает его на новые ступени бытия, где воплощаются новые идеи, смыслы, ценности».

Вроде бы понятно, и в то же время какой-то беллетристический туман. Это пример литературно-мифического описания любви с не- которой претензией на философскую глубину. Мешает все правильно понять неуместное применение мифологической метафоры.

Отождествление бога любви Эроса с любовью может украсить поэзию, но в философское сочинение оно вносит путаницу. Поэтому, чтобы Эрос не путался у нас под ногами, оставим его мифологии и поэзии.

Итак, отмечу еще раз: любовь неотделима от работы воображения и постоянно им подогревается. Но воображение есть также источник всякого творчества. Любовь — не только одно из них, но, можно сказать, одно из главных проявлений творческой энергии человека.

Мудрая пророчица Диотима, наставляя Сократа в вопросах любви, не случайно обратила его внимание на то, что Эрот — это любовь к прекрасному. Но прекрасное — тоже плод творения, плод творческого воображения. Оно не существует само по себе, его нужно сотворить — сотворить либо материально, либо духовно.

«Творчество — понятие широкое, — говорит Диотима. — Всё, что вызывает переход из небытия в бытие, есть творчество…

Все люди беременны как телесно, так и духовно, и когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени… Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело… обращаются больше к женщинам и служат Эроту… Беременные же духовно… беременны тем, что именно душе и подобает вынашивать» — ей же подобает вынашивать всякие добродетели и плоды разума.

Диотима в общем права, хотя ее взгляды на обсуждаемый предмет были ограничены временем и культурой Древней Греции с ее мифологией. Да ведь и сам многомудрый Сократ не сказал ничего существенного по этому предмету, а только пересказал слова пророчицы.

Хотя, возможно, Платон присочинил ее для пущей важности, для придания большего веса своим взглядам. Ведь ссылка на авторитеты всегда придает значимость собственным высказываниям и суждениям. Я и сам без конца это делаю и отнюдь не для того, что- бы «показать свою образованность».

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)