Принцип разделения властей

Идея разделения властей, выдвинутая ещё античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским просветителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу.

Как торжество победивших буржуазных революций, эта идея стала одним из конституционных принципов, закрепленных в актах Великой Французской революции и в Конституции США. Как один из принципов организации государственной власти, принцип разделения властей был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции, став элементом основ конституционного строя.

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и относительную независимость друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга.

Реализация принципа разделения властей обеспечивает сбалансированность их взаимоотношений и гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способной привести к диктатуре и установления тоталитарного режима.

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленными в ст. 106, – Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным судом РФ и Верховным Судом РФ.

Интересно
Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции). Значение рассматриваемого принципа состоит в том, что он обеспечивает независимое и эффективное осуществление различных функций государственной власти и подчинение всех властных государственных органов только закону.

А это служит гарантией максимального последовательного осуществления принципов конституционного строя, обеспечивает защиту интересов государства, охрану прав и свобод человека. Соблюдение принципа разделения властей обеспечивается комплексом правовых и организационных гарантий.

К правовым гарантиям относятся:

  • провозглашение принципа разделения властей составной частью основ конституционного строя (ст. 10);
  • обязанность всех органов государственной власти соблюдать Конституцию и законы РФ (ч. 2 ст. 15);
  • самостоятельность каждой ветви государственной власти и невмешательство в её деятельность органов других ветвей власти (ст. 10,11);
  • независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120);
  • возложение на Президента РФ функции гаранта соблюдения Конституции и взаимодействия органов государственной власти (ст. 80).

Соблюдение принципа разделения властей обеспечивается и рядом организационных гарантий, к числу которых можно отнести:

  • параллельное существование трёх самостоятельных систем органов государства: представительных, исполнительных и судебных;
  • конституционный контроль над законностью решений, принимаемых всеми тремя ветвями власти, который осуществляется Конституционным Судом РФ;
  • подконтрольность Правительства Президенту РФ и его политическая ответственность перед Государственной Думой, которая вправе выразить Правительству недоверие (ч. 3 ст. 117);
  • организационная (служебная) независимость судей от представительных и исполнительных органов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)