Принцип разделения властей
Идея разделения властей, выдвинутая ещё античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским просветителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу.
Как торжество победивших буржуазных революций, эта идея стала одним из конституционных принципов, закрепленных в актах Великой Французской революции и в Конституции США. Как один из принципов организации государственной власти, принцип разделения властей был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции, став элементом основ конституционного строя.
Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и относительную независимость друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга.
Реализация принципа разделения властей обеспечивает сбалансированность их взаимоотношений и гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способной привести к диктатуре и установления тоталитарного режима.
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленными в ст. 106, – Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным судом РФ и Верховным Судом РФ.
А это служит гарантией максимального последовательного осуществления принципов конституционного строя, обеспечивает защиту интересов государства, охрану прав и свобод человека. Соблюдение принципа разделения властей обеспечивается комплексом правовых и организационных гарантий.
К правовым гарантиям относятся:
- провозглашение принципа разделения властей составной частью основ конституционного строя (ст. 10);
- обязанность всех органов государственной власти соблюдать Конституцию и законы РФ (ч. 2 ст. 15);
- самостоятельность каждой ветви государственной власти и невмешательство в её деятельность органов других ветвей власти (ст. 10,11);
- независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120);
- возложение на Президента РФ функции гаранта соблюдения Конституции и взаимодействия органов государственной власти (ст. 80).
Соблюдение принципа разделения властей обеспечивается и рядом организационных гарантий, к числу которых можно отнести:
- параллельное существование трёх самостоятельных систем органов государства: представительных, исполнительных и судебных;
- конституционный контроль над законностью решений, принимаемых всеми тремя ветвями власти, который осуществляется Конституционным Судом РФ;
- подконтрольность Правительства Президенту РФ и его политическая ответственность перед Государственной Думой, которая вправе выразить Правительству недоверие (ч. 3 ст. 117);
- организационная (служебная) независимость судей от представительных и исполнительных органов.
- Основные понятия о праве и правовых явлениях
- Основные понятия о государстве
- Понятие уголовной ответственности порядок и формы реализации
- Административное правонарушение и административная ответственность
- Понятие и виды дисциплинарной ответственности
- Понятие и виды правонарушений
- Понятие юридической ответственности и порядок реализации
- Субъект правоотношения правоспособность и дееспособность
- Понятие правоотношения и его структура
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу