Оценка характеристик электронных персональных органайзеров

В ряде практических задач возникает необходимость оценки различных устройств сходного назначения для выбора наиболее соответствующего определенным целям применения. Здесь будет рассмотрен пример исследования, в котором сравнивались разные типы персональных органайзеров (PDA – Personal Digital Assistant).

Главная цель исследования заключалась в определении специфики использования разных типов органайзеров в условиях организационно-интеллектуальной деятельности. Другая цель связывалась с выявлением проблем, с которыми сталкивались пользователи в зависимости от решаемых ими задач. В сравнительном эксперименте сравнивались два карманных органайзера (iPaq и Palm) и портативный персональный компьютер.

В данном примере будут обсуждаться некоторые результаты, полученные на пяти испытуемых, которые работают в одном учреждении и ежедневно используют все три типа устройств. Их применение касалось как индивидуальной деятельности (например, поиск информации в Интернете), так и совместной (планирование совещаний, обмен информацией по совместному проекту, заметки во время беседы и т. п.).

Каждый испытуемый тестировал собственные органайзеры, которые он имел в личном пользовании в течение не менее шести месяцев. Устройства были сконфигурированы по усмотрению пользователя и обеспечивали одинаковые функции для достижения целей, поставленных условиями эксперимента:

(1) спланировать встречу с партнером,

(2) найти конкретный адрес в адресной книге,

(3) ввести новую информацию в адресную книгу,

(4) проверить электронную почту, составить и отправить по заданному адресу сообщение,

(5) найти по Интернету адреса конкретного магазина.

Анализ должен был показать, в решение каких задач выливается достижение заданных целей в условиях использования каждого из устройств и, следовательно, какие действия и операции реализуются при выполнении этих задач. Одновременно проводилась оценка испытуемыми используемых устройств, их функций, а также осуществляемых действий и операций.

Действия испытуемых и их комментарии записывались на цифровую видеокамеру. Другая видеокамера записывала экраны тестируемых устройств.

Первая группа данных касается информации, необходимой для выявления представлений испытуемого о работе устройства, сформированных в процессе его эксплуатации. Полученные вербализации группировались по отношению к составляющим выполняемой деятельности. Они соотносились с действиями и операциями, зарегистрированными в ходе выполнения конкретной задачи.

По комментариям испытуемых в действиях выделялись фазы планирования, исполнения, кон- троляоценкии коррекции. При анализе восприятия различных элементов устройства вербализации позволяют выделить другие фазы: антиципация, идентификация, оценка и коррекция.

Особый интерес для анализа представляли вопросы планирования операций и антиципации происходящего на экране. Для этого испытуемых просили комментировать не только выполняемые действия, но также описывать предполагаемые манипуляции и ожидаемую в связи с этим реакцию системы.

Вторая группа данных связана с оценкой самого устройства или его элементов, а также с оценкой выполняемых в процессе решения каждой задачи манипуляций. Для этого испытуемых просили описывать вслух достоинства и недостатки системы в конкретной задаче. Их просили затем оценить по шкале 0—10 важность каждой функции устройства по отношению ко всему набору предлагаемых функций.

Испытуемые должны были также аргументировать свои оценки. Эти данные позволяли сравнивать различные функции с точки зрения их значимости и в связи с проблемами, возникающими при использовании конкретного устройства.

Третья группа данных объединяет информацию о сравнении трех устройств. После каждой задачи, выполненной на трех системах, испытуемого просили описать сходство и различие между ними. Он должен был также выбрать и аргументировать предпочтение в каждой паре сравниваемых устройств при выполнении конкретной задачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)