Особенности прав на информацию и информационные системы

Информация – особый объект гражданских правоотношений. В век цифровизации общества она приобретает все большую значимость, ценность ее измеряется моральными, этическими, политическими и другими интересами обладателей и потребителей информации.

В некоторых случаях информация, представленная в особой форме, приобретает товарный характер. В современном мире информация, представленная в том или ином виде, все чаще выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, обработкой и переработкой, распространением и использованием. Она может содержать государственную, служебную или коммерческую тайну и тогда охраняется законом.

Ввиду того, что эти отношения получили такое широкое распространение сравнительно недавно, их законодательное обеспечение интенсивно развивается. В обязательствах и правах субъектов этих отношений возникает немало проблем, которые требуют своего разрешения. Информация не входит в перечень объектов гражданских прав, указанных в Гражданском кодексе.

Это обусловлено тем, что информация принципиально отличается от движимых и недвижимых вещей, являющихся объектами гражданского оборота. Оборотоспособность означает, что вещь можно продать, подарить, обменять и т.п., т. е. ею распорядиться.

Информацию, конечно, тоже можно передать на каких-либо условиях другому лицу, но при этом само знание содержания этой информации остается у ее обладателя. Таких обладателей может быть множество, ведь знания – благо непотребляемое.

Например, знание какого-либо явления или факта остается у человека даже после того, как он передал это знание другому. В отличие от вещей информацию нельзя конфисковать, реквизировать, возникают определенные трудности с защитой информации от распространения и т.д. Среди ученых идет полемика по поводу правового статуса информации в гражданских правотношениях.

Закон об информации содержит весьма краткое определение: «информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения: постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 г. № 233. их представления».

В среде специалистов понятие «информация» может иметь различное толкование. Выделим только несколько признаков информации важных для гражданских отношений. Это, во-первых, – непотребляемость информации при ее использовании. Во-вторых, – это отсутствие неразрывной связи с материальным носителем, информация может быть представлена в документированном и недокументированном видах, т. е. информацию можно копировать, предоставлять в машиночитаемой форме, в словесной форме без ущерба к ее содержанию.

В-третьих, доступ к информации может быть ограничен в интересах правообладателя. И, в-четвертых, есть такой признак, как объем информации, который можно измерить физическими единицами (байты, мегабайты и т.д.).

Учитывая все изложенное, правомерно ли говорить о праве собственности на информацию? Очевидно, что фраза «право собственности на информацию» звучит не совсем корректно. Другое дело, если речь идет об информационных ресурсах или об информационных системах, представленных в том или ином виде на реальных носителях.

Информационные ресурсы по закону могут быть включены в состав имущества собственника (владельца) и могут быть оборотоспособным товаром. Информационные ресурсы, представленные на материальных носителях (документы, программы, записи и т.д.), обладают всеми признаками объектов вещного права.

Информация, представленная в том или ином виде, становится, в свою очередь, объектом интеллектуального свойства, т. е. интеллектуальной собственностью, регулируемой через системы авторского и смежного права. Трудность возникает в том, что четко разделить право собственности на носитель информации и авторское право на результат интеллектуальной деятельности не всегда просто.

Если информация представлена в документированной форме, то применяется такое понятие, как «оригинал». Оригинал – это вещь, имеющая законного собственника. Им может быть как автор, так и иное лицо в случаях установленных законом (например, служебное произведение). Информация может содержаться в сложных информационных системах в виде программного обеспечения, баз данных, визуальных изображений и т.п.

При создании сложных геоинформационных систем используются самые различные виды творческой деятельности, соответственно возникают различные виды интеллектуальных прав. Во-первых, – это разработка оригинального программного обеспечения, интерфейса и т.п. Так возникают объекты авторского права. Во-вторых, для создания баз данных необходимы источники информации, собственниками которых, вполне возможно, являются третьи лица. Например, это использование космоснимков или электронной картографической основы.

В-третьих, результатом всех работ является создание готовой геоинформационной системы, которую необходимо зарегистрировать и на которую возникают исключительные права ее собственника. И, наконец, в-четвертых, определяются права всех пользователей продукта и условия пользования.

Информационные системы могут подвергаться переработке, если это прямо не запрещено законом или условиями соглашения. На переработанные результаты интеллектуального труда согласно статьям Гражданского кодекса возникают права смежные с авторскими.

При этом на исходные данные по-прежнему распространяются права автора и собственника, на них необходима ссылка в переработанном произведении. Рассмотрим некоторые примеры прав на информационный ресурс.

Пример 1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» незаменима в любой профессиональной деятельности требующей знания законодательства. Справочная система имеет собственное программное обеспечение, созданное на основе особой технологии, оригинальный интерфейс, поисковую систему и огромную базу данных, включающую не только нормативно-правовые акты, но и научные публикации, подборки, обзоры и т.д. Система динамична, ежедневно обновляется.

В целом это информационная система, все элементы которой функционируют в комплексе, как единое целое. У компании собственника имеются свои разработчики, свои поставщики информации, соответственно у определенных лиц возникают права авторства, исключительные права, права ограниченного пользования и т.д.

Пример 2. Достаточно популярна у широкого круга пользователей сети Интернет геоинформационная система «2ГИС» с бесплатными сервисами, доступными на интернет-сайтах, содержащая огромную по объему информацию об объектах, представленных на картах городов. При этом не все пользователи задумываются о том, что это коммерческий продукт, у которого есть собственник, обладающий исключительным правом на систему.

Система содержит цифровые планы, справочную информацию, программу для ЭВМ, базу данных, их обновления и модификации, исключительные права на которые принадлежат правообладателю. Для того чтобы этим воспользоваться, необходимо получить разрешение собственника на доступ к 2ГИС.

Между обычным пользователем (гражданином) и правообладателем (обществом «ДубльГИС») заключается простое лицензионное соглашение на использование программных продуктов или онлайн-сервисов (http://law.2gis.ru/licensing-agreement). Отдельным условием в лицензии указывается, что пользователь может извлекать фрагменты цифровых планов городов и доводить их до общего сведения в сети Интернет, в СМИ или в рекламе, но при этом обязательно нужно делать ссылку на сайт правообладателя.

В лицензии содержатся и положения, связанные с предотвращением нарушения авторских и исключительных прав. Кроме того, между собственником и пользователем-поставщиком контента (справочно-информационных материалов) заключается соглашение об использовании сервисов 2ГИС, в котором, в частности, оговариваются допустимые действия и запреты.

В лицензионном соглашении на использование программных продуктов 2ГИС прямо содержится условие запрета на переработку картографических и справочных материалов (п. 5.2 лицензии).

Пример 3. Муниципальные информационные системы создаются для повышения эффективности работы администраций муниципальных образований и их подразделений, повышения качества муниципального управления. Так, в г. Перми еще в 2001г. по инициативе Муниципального управления по экологии и природопользованию была создана электронная картографическая база данных по результатам инвентаризации древесных насаждений города.

С начала нынешнего века ГИС Центром Пермского государственного научно-исследовательского университета на основании договоров были проведены работы по созданию муниципальных ГИС в городах Пермского края: Красновишерске (2003 г.), Березниках (2005 г.), Соликамске (2007 г.).

Создание муниципальных ГИС Пермского края продолжается и в последующие десятилетия. Такая работа проводится с использованием снимков сверхвысокого разрешения, полученных с космических аппаратов, имеющиеся картографические материалы дополняются новыми информационными слоями, создаются оригинальные цифровые карты.

Подобные работы также активно проводятся во многих городах Российской Федерации. Так, в Новосибирске создан геоинформационный ресурс «Мой Новосибирск», который позволяет жителям города не только оперативно узнавать информацию об объектах городской инфраструктуры, но и получать уведомления об отключениях тепла, газа, воды, электричества, сообщать в мэрию о проблемах в сфере городского хозяйства и др.

Анализ существующих муниципальных информационных систем показывает, что нередко возникают проблемы определения прав на данный продукт интеллектуальной деятельности.

Разработка и создание продукта проводятся за счет средств городского бюджета, соответственно, ведется финансовый учет. Заключаются договоры со сторонними организациями на выполнение работ. Авторские права, естественно, принадлежат создателям и разработчикам системы.

Сама информационная система по закону становится муниципальной собственностью, если предназначена для муниципальных нужд. Все условия пользования системой участниками ее создания должны быть четко оговорены в условиях работ по контракту. У органов местного самоуправления возникают исключительные права на пользование.

Проблема заключается в том, что исключительные права муниципальных образований на результаты интеллектуальной деятельности, как нематериальный актив, не являются объектами учета в реестре объектов муниципальной собственности. Поэтому администрациям обязательно нужно проводить государственную регистрацию продукта, созданного при выполнении работ по муниципальному контракту.

Если для создания муниципальной информационной системы используются готовые информационные системы с определенным количеством функций, представленные на рынке продаж (так называемый «коробочный вариант»), то муниципалитет должен заключить еще и лицензионный договор с поставщиком.

Наполнение информационной системы собственными данными будет являться переработкой продукта, на который у разработчика возникают права смежные с авторскими, а у муниципалитета – исключительное право на ту часть продукта, которая разработана по заказу и предназначена для предоставления муниципальных услуг.

Законное приобретение исключительных прав на муниципальные информационные системы дает возможность муниципалитетам получить новый источник дохода для бюджета. Информационные системы могут использоваться как безвозмездно гражданами на основе простой лицензии, так и другими лицами на платной основе, если они используются для коммерческой деятельности.

Приведенные примеры показывают, как в результате реализации гражданско-правовых отношений возникают соответствующие требованиям законодательства права на информационные системы как результат интеллектуальной деятельности. Соблюдение этих требований позволяет многочисленным участникам создания этих сложных продуктов получать свои выгоды на условиях, которые обязательно должны быть заложены в условиях договоров, соглашений и лицензий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)