Основы педагогического творчества и саморазвития
Традиционной проблемой педагогического образования, на протяжении десятилетий был поиск оптимального соотношения между тремя компонентами: научно-предметной, психолого-педагогической и методической подготовкой учителя. В последние годы, к этому треугольнику добавилась еще одна вершина – личностное развитие студента.
Действительно, важность знаний преподаваемого предмета, равно как и методики ее преподавания, а также – психолого-педагогических основ преподавания и воспитания, не вызывает сомнений.
В каком-то смысле, сам процесс подготовки педагога предстает в качестве двойственного движения – от студента – к миру его профессионального выбора и, одновременно, к самому себе.
Вообще, любая «Я-концепция» содержит три компонента: когнитивный (что я знаю о самом себе?), оценочный (как, в этой связи я к самому себе отношусь, как себя оцениваю?) и поведенческий (как я себя веду?) (Р.Бернс).
С учетом специфики педагогической деятельности, профессионально- личностная концепция, включает совокупность более дифференцированных компонентов, в том числе:
- Психофизиологические предпосылки педагогического мастерства (состояние здоровья, физическая активность, работоспособность, сила нервных реакций, адаптивные навыки, желание и потребность в общении, лидерские навыки);
- Социально-психологические предпосылки педагогического мастерства (наблюдательность, эмоциональность, объем памяти и внимания, творческие способности, уважительное отношение к другим, выдержанность, потребность в красоте, способность к сопереживанию);
- Профессиональные способности и компетенции (в том числе, познавательные, коммуникативные, конструктивные, организаторские, перцептивные, мотивационные, исследовательские, диагностические);
- Личностно-профессиональные качества (эрудиция и кругозор, дисциплинированность и ответственность, чувство собственного достоинства, тактичность, порядочность, справедливость, оптимизм, увлеченность профессией, интерес и учительская любовь к детям, критичность и самокритичность в общении).
Оптимальным условием процесса саморазвития личности педагога является организация и проведение двухуровневой диагностики. Сначала каждый студент оценивает себя по всем перечисленным критериям по 10- балльной шкале (1 – соответствует полному отсутствию этого качества или свойства, 10 – максимальному уровню проявления, его ведущей роли в личности).
Затем, по этим же критериям осуществляется взаимная оценка: в результате каждый студент оказывается перед лицом продуктивных противоречий: некоторые качества оказываются переоценены, некоторые – недооценены в сравнении с самооценкой. Чем более заметны противоречия, тем актуальнее это направление профессионально-личностного развития.
Некоторые исследователи (например, Л.М.Митина) различают большее количество компонентов «Я-концепции»: «Я-идеальное» (проявляющееся как предел мечтаний и самосознания), «Я-возможное» (являющееся проектируемым образом на ближайшую или отдаленную перспективу) и «Я-реальное» (нынешний статус).
Таким образом, процесс профессионального саморазвития включает множество компонентов и аспектов, среди которых:
- принятие норм и требований профессиональной деятельности;
- профессиональное самоопределение и самооценка;
- осмысление своего пути и опыта профессиональной деятельности.
Следует учитывать, что все процессы профессионального развития имеют двойственную – социально-личностную и профессионально-личностную природу.
Профессионально-личностный компонент обеспечивает формирование профессиональных ролей, общения и деятельности, в то время как социально-личностный компонент представляет процесс формирования субъектности в мире, обществе и культуре.
В целом, процесс профессионального самоопределения предстает в качестве трех компонентов: возникновения и развития профессионального самосознания (профессиональной «Я-концепции»), профессиональной самоидентификации (принятия социальных и культурных особенностей, свойственных представителям своей профессии), и процесса развития профессионально-личностных компетенций.
Напротив, на первый план выходят личностные функции и способности, связанные с ориентировкой в изменяющейся действительности, организацией и самоорганизацией практического педагогического опыта, выявлением и удовлетворением динамического социального заказа.
Ключевыми процессами профессионального образования становится индивидуализация и профессиональная социализация студентов, а главным требованием к деятельности преподавателей системы педагогического образования – оказание эффективной психолого-педагогической поддержки процесса профессионально-личностного развития.
- Метод портфолио
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Акмеологический подход к профессиональному и личностному становлению педагога
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу