Осмысление изменений в сфере образования

Понятия и категории, используемые в качестве средств анализа процесса изменений не могут не оказать влияние на полученный результат. Для научного анализа изменений в сфере образования часто используются идеи роста и развития.

Более того, данные понятия вышли далеко за пределы научных статей, монографий, дискуссий. Сегодня студенты педагогического вуза говорят о развивающей функции урока, а учителя-практики решают развивающие задачи.

Идеи максимального раскрытия способностей, обретения индивидуальности и неповторимости, и в целом развития психики ребенка, на современном этапе выражают взгляды многочисленных социальных групп, куда входят не только педагоги и родители.

Данное обстоятельство говорит о наличии в современном образовательном пространстве определенной идеологии, которая уже воспринимается как данность, как само-собой-разумеющееся.

Что в свою очередь приводит к ослаблению критического восприятия идей роста и развития, а соответственно и выхолащиванию их научного содержания. И, тем не менее, за каждой из данных идей стоят четкие логически обоснованные смыслы, проанализированы возможности и способы их использования в научном познании.

Так, Д.Б. Эльконин, рассматривая развитие как процесс качественных психологических изменений, обращал внимание, что в истории психологии долгое время бытовали концепции, согласно которым психологические изменения «рассматривались как простой рост», а ребенок представлял собой маленького взрослого.

При этом еще Л.С.Выготский утверждал, что рост, характеризующий, прежде всего, количественные изменения, «входитв общий состав процессов развития, но не как определяющая, а как подчиненная величина».

Интересно
Для фундаментального психологического исследования это имеет принципиально важное значение. Мы можем рассматривать схемы, взаимосвязи, модели развития человека при взаимодействии с идеальными формами социально-культурного содержания самого разнообразного вида.

Данная ситуация допустима и для фундаментальных исследований в педагогической науке, когда мы отвечаем на вопрос о том, как в принципе заниматься образованием детей, проводим исследования и изучаем опыт, в том, числе и негативных форм образования.

Когда строим модели, позволяющие решать такие педагогические задачи, актуальная потребность в которых может возникнуть еще не скоро; когда педагогика начинает заниматься проблемами, выходящими за пределы современной социально-политической конъюнктуры.

Ситуация резко меняется при переходе с фундаментального уровня научного исследования к решению практических, прикладных задач развития конкретного ребенка, группы, класса. Возникают вопросы о выборе, подборе, разработке того социально-культурного содержания, которое будет осваиваться. Обостряется проблема ценностей, без решения которой не будет осмысленного процесса воспитания.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)