Методы воспитания на уроках литературы

Методическое сопровождение воспитательного процесса на уроках литературы обусловлено процессами информационной социализации – стихийного и направленного воздействия на личность информационного пространства.

С одной стороны, наукой выявлен широкий спектр возможностей обучения с применением информационных технологий. С другой, не может не вызывать тревогу безальтернативный сценарий развития человечества, где виртуальность заменила реальную жизнь.

Содержание образования подменилось содержанием обучения, в результате которого должен появиться стандартизованный индивид. Актуальна задача раскрытия воспитательного и развивающего потенциала учебных предметов с целью преодоления стремления сделать образовательный процесс чисто технологичным.

Информационная реальность сегодня не только становится важной для социальной реальности, но и детерминирует её. Общий процесс влияния социокультурных факторов информационной культуры на развитие человека, процессы взаимодействия личности с информационной средой, адаптации к существующим в ней ценностям, нормам, идеалам – все эти особенности информационной социализации обуславливают необходимость разработки новой методологии, методов исследования, технологий и средств образования.

В эпоху информационной социализации действуют механизмы виртуализации социальности, виртуальность становится социальным эффектом новых коммуникационных технологий. Необходимо рассмотреть информационную социализацию как процесс, влияющий на ценностную сферу личности опосредованно и непосредственно. Как воспринимается информация, формируются и развиваются ценностные ориентации личности, ее мировоззрение, как изменяется деятельностная сфера личности – все это становится предметом изучения и психологов, и педагогов.

При этом педагогам необходимо учитывать влияния информационной социализации на ценностно-смысловую сферу личности, предупреждая возможные риски и используя положительные стороны данного явления.

В современной российской школе обозначены ценностные основания, являющиеся ориентиром воспитания молодежи. В ФГОС среднего общего образования актуализируется развитие гражданского самосознания личности, ее духовно-нравственных традиционных ценностей, формирование способности к активному творческому познанию мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; способности к учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;


Высокий уровень самосознания, социальная активность, законопослушность, ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.

Интересно
Применительно к процессам освоения литературного знания такое осмысление ценностей связано с интериоризацией высших духовных ценностей и идеалов, которые содержатся в литературных произведениях русской классики. Обращение в литературе к проблемам жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, где главной темой становится человек, его вера, поиск нравственного идеала – определяет ее уровень, степень значимости для восприятия и осмысления школьниками.

Освоение ценностей на уроках русской литературы – важнейшая цель литературного образования, которую необходимо усиливать в связи с актуальностью духовно-нравственного воспитания. Эта цель носит общепринятый характер, однако на сегодняшний день в науке и практике существует ряд проблем, связанных, прежде всего, с пониманием духовнонравственного воспитания и его задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)