Культура и религия

Исследование взаимоотношений культуры и религии во многих отношениях затруднительно. Наиболее заметная методологическая трудность состоит в следующем: если логически понятия “культура” и “религия” связаны отношениями части и целого (религия есть часть культуры), то аксиологически – в сфере отношений ценности и оценки – они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура – с позиций религии. Отсутствие признаков религии характерно лишь для становящегося, возникающего общества, такого, которое еще нельзя назвать обществом в полном смысле этого слова. Всякое сложившееся общество предполагает существование религии. Религия – в первую очередь духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера.

Рели́гия (от лат. religare — связывать, соединять) — система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания. Понятие “религия” означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт.

Вера, верность, уверенность, достоверность – все это слова, однокоренные с латинским veritas – истина. Уточнение понятия вера – только первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера – вера религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия – это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры – мифологией, фольклором, вообще с искусством.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

Миф, мифы (от греч. mytos – сказание) – это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

Миф – наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.

Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)