Дидактика, методика и технология обучения

Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:

  • Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология проведения лабораторной работы, технология организации групповой деятельности и т. п.).
  • Как совокупность всех используемых в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (традиционная технология обучения, технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного образования и др.).
  • Как совокупность и последовательность методов, форм, приёмов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

В первом и втором случаях происходит подмена одного понятия (форма, методика, педагогическая система) другим (технология), что не дает педагогике ничего нового. Поэтому вопрос об их соотношении остается без ответа. Исследованием процесса обучения занимаются такие отрасли педагогического знания как дидактика и методика обучения (математике, физике, биологии, психологии, педагогике и т. п.). Каково соотношение теории и методики обучения с технологиями?

Объектом исследования дидактики является процесс обучения, а предметом – связи, закономерности, присущие данному процессу. Дидактика изучает цели образования во взаимосвязи с социальным заказом, принципы обучения, содержание образования, методы обучения, формы организации и средства обучения, а также устойчивые взаимосвязи между компонентами процесса.

В настоящее время сложились два представления о методике преподавания:

  • совокупность приёмов проведения занятий (узкий смысл),
  • наука о закономерностях организации процесса обучения той или иной дисциплине (широкий смысл).

Методика обучения отдельным дисциплинам (математике, биологии, истории, педагогике и др.) основывается на достижениях дидактики, исследует особенности проявления общедидактических положений в зависимости от специфики преподаваемой дисциплины, изучает закономерности обучения той или иной дисциплине.

Интересно
По сложившейся традиции дидактика и методика как отрасли научного педагогического знания отвечают на вопросы − «с какой целью, чему и как учить?», а технология преимущественно отвечает только на последний из них: «как учить?». Одна из задач методики − выявить применимость той или иной технологии в обучении дисциплине, а также разработать специфические для данного учебного предмета технологии.

В то же время, ориентируясь на понимание методики как совокупности приёмов проведения занятий, можно говорить и о том, что в рамках одной технологии возможны методические её вариации (с учётом специфики дисциплины).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)